ГАРМОНИЧНАЯ СЕМЬЯ – ОСНОВА РОССИИ - Проекты ГАРМОНИЧНАЯ СЕМЬЯ – ОСНОВА РОССИИ… ГАРМОНИЧНАЯ СЕМЬЯ – ОСНОВА РОССИИ
  • Тепло домашнего очага
  • Мудрость воспитания
  • Вечная ценность семьи
  • Список литературы

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит, и историю мира

А. С. Макаренко


От составителя

 

2024 год в России объявлен Годом семьи. Соответствующий указ подписал Президент России Владимир Путин. «В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю: провести в 2024 году в Российской Федерации Год семьи», - отмечается в документе.

Гармоничная семья всегда рассматривалась как основа процветания российского государства. Возрождение, развитие и пропаганда традиционных семейных ценностей являются задачами, связанными со стратегической безопасностью страны. «Семья - это основа основ. Именно дома, в семейной обстановке, во многом формируется личность и мировоззрение человека, его духовно-нравственные, политические идеалы и ценности», - подчеркнул глава государства в приветственном слове на торжественном концерте в честь Дня матери 26 ноября 2023 года.

Проведение Года семьи не только обеспечит серьёзную защиту российских традиционных семейных ценностей, но и позволит вдохновить родителей и борцов за традиционные ценности во всём мире.

Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Гармоничная семья - основа России», посвящённую Году семьи в России. На ней представлены информационные ресурсы из фондов Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской.

Выставка состоит из трех разделов. В разделе «Тепло домашнего очага» представлены издания, освещающие традиции семейных отношений в России. Особенности семейного воспитания в педагогическом наследии крупнейших отечественных мыслителей раскрывает раздел «Мудрость воспитания». Раздел «Вечная ценность семьи» посвящен отражению института семьи и брака в отечественной художественной литературе.

 

Тепло домашнего очага

 

Семья - это родник, откуда идут истоки
всех наших творческих сил

 П. М. Миртов, протоиерей

 

Историческая память семьи неразрывно связана с историческим прошлым нашей Родины. Нет ни больших, ни малых событий, в которых бы не принимали участие наши предки. Ведь недаром слова «род» и «Родина» происходят от одного корня. Родина, Отечество - это семейные понятия, рождающие чувство опоры и надежды. 

Традиции - это нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений в семье, в них - экономические устои, опыт рационального ведения домашнего хозяйства. Многие из принципов и укладов, сложившихся в российской семье на протяжении веков, не утратили своей нравственной силы и сегодня.

 

Род, семья являются наследными хранителями и продолжателями фамильных, а вместе с ними и национальных традиций. Главной традицией в российской семье всегда было создание высоконравственной атмосферы, наполненной добротой, терпимостью, взаимной любовью и уважением. При создании новых семей всегда учитывались нравственность и характер взаимоотношений родителей будущих супругов. Считалось, что если нет лада в родительской семье, то не будет его и в семьях детей. Большая многодетная семья пользовалась в нашей стране всеобщим почтением. «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын», - говорит народная пословица. Родной дом, а в нём очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром всего российского мира. В крестьянских семьях важные вопросы решались на семейных советах, где присутствовали все члены, включая детей, но решающий голос имел самый старший мужчина.

В шкале семейных ценностей в России всегда на первом месте находились традиции, тесно связанные с сельским трудом. В крестьянской семье ребёнок с ранних лет включался в трудовую деятельность. На протяжении многих веков сельский труд в России выступал как занятие «благое и богоугодное».

Серьёзность отношения к браку в обществе определялась существующими брачными ритуалами. Российской традицией было сопровождение вступления в супружескую жизнь красивыми и глубоко значимыми обрядами. Лучшие элементы и национальные особенности свадебного обряда вырабатывались на протяжении многих поколений. С течением времени из обычаев свадебной церемонии исчезли ритуалы, унижавшие достоинство молодых, а остались несущие людям добро, оптимизм, мудрость. Сегодня молодые люди стремятся возродить обычаи и справлять свадьбы как их далёкие предки.

Российская семья

Издание представляет собой энциклопедию семейных традиций многонациональной российской семьи.

Традиции семьи

Книга из серии «Библиотека семейного чтения» посвящена традициям и реликвиям семьи, которые передаются из поколения в поколение, помогая воспитывать в молодом человеке лучшие душевные качества - доброту, честность, верность родительскому долгу, трудолюбие, уважительное отношение к старшим

Николай Костомаров

Домашняя жизнь и нравы великорусского народа

Книга родоначальника «народной истории», выдающегося русского историка и публициста является энциклопедией исконного быта и традиций русского народа допетровской эпохи.

 

Василий Белов

Лад: очерки о народной эстетике

Яркую картину ценностей русской семейной жизни представляет в своей книге отечественный писатель и мыслитель.

Русская семья. Праздники и традиции

Сборник, построенный по принципу православного календаря. Перед читателем проходит жизнь традиционной русской семьи в течение года. Описания основных христианских праздников, мировоззренческие и исторические тексты, жития святых чередуются с рассказами и стихами русских писателей и поэтов.

Николай Зорин

Русский свадебный ритуал

Исследование русской свадьбы, подготовленное на основе материалов этнографических экспедиций, архивных документов, редких дореволюционных публикаций. В книге дано описание традиционных брачных норм, структуры свадебного комплекса, его территориальных особенностей и обрядов, показано, как изменилась свадебная обрядность в советское время.

 

Пути возрождения традиционных семейных ценностей подсказывает бесценный духовный опыт народа: он в образцах высокой нравственности, патриотизме, трудолюбии, культе семьи и домашнего очага.

Мудрость воспитания

                  

Нет сложнее мудрости, чем отцовская и
материнская мудрость воспитателей человека

                             В. А. Сухомлинский

 

Взаимная любовь и уважение, равноправие, экономическая независимость супругов, единство их взглядов и убеждений, любовь к детям, любовь и уважение детей к родителям и старшим, соответствие семейных и общественных интересов - вот те основы, которые скрепляют российские семьи.

Именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, происходит его развитие и становление как гражданина. Отец и мать являются главными представителями Родины. Они приобщают детей к родному языку, родной природе, традициям своего народа. Родители - основное связующее звено между ребёнком и Отечеством.

Российский народ выдвинул замечательную плеяду педагогов, писателей, общественных деятелей, уделявших большое внимание воспитанию молодого поколения. В их произведениях, высказываниях содержится много полезных мыслей, советов, рекомендаций, которые сохраняют свою актуальность до настоящего времени.

 

Идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народе на основе многовекового житейского опыта. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национальной обрядности, обычаев, фольклора, что обеспечивало народу воспроизводство своей духовной культуры, национального характера.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания. Оно было нацелено на подготовку ребёнка к повседневной жизни с таким расчётом, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость».

В созданном много веков назад устном народном творчестве содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих родителей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сёстрам, готовы на подвиги ради любви. В пословицах метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, например: «Муж - голова, жена - душа», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде».

«Под венец». Художник К. Е. Маковский, 1884 г.

«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). Художник А. П. Рябушкин, 1901 г.

«Семья». Художник С. В. Иванов, 1910 г.

«Деревенский праздник» Художник Б. М. Кустодиев, 1910 г.

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV векам. Педагогическая мысль Древней Руси отчётливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха. Князь ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, в выработке умения рачительно управлять своим домом.

На страницах «Домостроя», написанного в XVI веке, представлена своеобразная программа нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в домашнем обиходе. И спустя столетия после своего создания этот педагогический труд не потерял своей актуальности и продолжает оставаться сводом нравственных и житейских принципов русского народа.

История жизни муромского князя, и его жены, в «Повести о Петре и Февронии Муромских» есть не что иное, как подлинный образец христианского брака, а сами Пётр и Феврония, причисленные к лику святых, стали воплощением милосердия, мудрости, терпения и человеколюбия. Святые почитаются русским народом как покровители семейного очага. С 2008 года 8 июля (дата кончины святых) в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности.

В XVII веке ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли общественные деятели и просветители Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Епифаний Словинецкий написал правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». Симеон Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывает основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам. Он одним из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания. В понимании средневековых авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, христианскими добродетелями.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв.

Здесь приведены тексты берестяных грамот, отрывки из летописей, государственных документов, в которых упоминается о домашнем воспитании. Публикуются фрагменты из работ средневековых просветителей Максима Грека, Епифания Словинецкого, Симеона Полоцкого.

Повесть о Петре и Февронии

Произведение древнерусской повествовательной литературы о жизни православных супругов представлено как образец христианского брака и символ идеальных семейных отношений.

Домострой

Уникальный свод уклада патриархальной русской семьи, направленный на достижение праведности, укрепление семьи, создание и поддержание изобилия в доме. У Владимира Даля сказано: «Домострой – письменное наставление домохозяину, как быт в семье наладить, повелевать и воспитывать, обнову справить, стол для гостя накрыть и убогого не обидеть».

Российские просветители XVII - начала XIX века Александр Радищев и Николай Новиков внесли значительный вклад в развитие семейного воспитания. В своих работах они проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелёгкое дело, выходящее за рамки семьи, ведь дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания, по мнению Н. И. Новикова, - растить «счастливых людей и полезных граждан», а по мнению А. Н. Радищева, нужно давать начальное «запечатливающееся» на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества».

Проблема семьи и домашнего воспитания отразилась в творчестве таких общественных деятелей, как Виссарион Белинский, Александр Герцен, Николай Пирогов, Николай Добролюбов. Они высказывали свои соображения по совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребёнка родителями, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения.

Во второй половине XIX - начале XX века теория семейного воспитания занимала видное место в трудах Константина Ушинского, Льва Толстого, Петра Каптерева. В трудах крупнейших отечественных мыслителей домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право ребёнка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Оно основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными и для сегодняшнего дня. Своевременно звучит требование воспитывать ребёнка как гражданина, имеющего обязанности перед семьёй и Отечеством.

 

Николай Новиков

Избранные педагогические сочинения

В сборник включены сочинения русского просветителя XVIII века по вопросам общего образования, воспитания и обучения подрастающего поколения, роли учителя в воспитательном процессе, а также статьи по семейному воспитанию и образованию женщин.

Николай Пирогов

Избранные педагогические сочинения

Педагогические сочинения русского учёного-хирурга, посвящённые теоретическим и практическим вопросам воспитания и обучения детей, роли личности воспитателя.

Лев Толстой

Педагогические сочинения

Сочинения великого русского писателя посвящены вопросам воспитания и обучения детей. В книгу включены письма, статьи, дневниковые записи о народном образовании, задачах педагогики, детском чтении и учебных книгах для детей.

Константин Ушинский

Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» : в 2 т. Т. 1

Первый том фундаментального труда общепедагогического характера состоит из двух частей - физиологической и психологической.    

Константин Ушинский

Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии : в 2 т. Т. 2

Второй том научного труда Константина Ушинского состоит из глав «О чувствах» и «Воля».

Пётр Каптерев

Задачи семейного воспитания

В книге представлены статьи и фрагменты психолого-педагогических трудов русского педагога, посвящённые семейному воспитанию, развитию ребёнка-дошкольника.

В педагогических трудах после Октябрьской революции 1917 года проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с воспитанием общественным. В этом отношении исключение составляют работы Надежды Крупской, которую глубоко волновал вопрос новой семьи, новых отношений между супругами, между родителями и детьми. В семье, по мнению Надежды Константиновны, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами домашнего воспитания должны стать разумная забота о ребёнке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, организованный быт.

Среди педагогических проблем, которые освещал советский педагог Антон Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Основную роль в воспитании Антон Семёнович отводит личному примеру родителей: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

По мнению другого советского педагога, Василия Сухомлинского, основной метод семейного воспитания - взаимоотношения родителей: их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу. Ведь «создать» человека несложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый. Но стоит к этому стремиться.

Познавательна система родительского воспитания детей, предложенная отечественным преподавателем, теоретиком педагогики, журналистом Симоном Соловейчиком. Симон Львович предлагает стиль, основывающийся на сотрудничестве детей и родителей. «Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить», - вот основной постулат педагога.

Главными в концепции воспитания детей Шалвы Амонашвили являются два ведущих направления: невмешательство в жизнь ребёнка, где основным является минимум запретов, и организация воспитательного процесса на основе создания запоминающихся ярких впечатлений.

Большой интерес вызывает педагогика сознательного родительства отечественных педагогов-новаторов Бориса и Лены Никитиных, которую они реализовали на своих детях. Их метод был нацелен на всемерное развитие интеллектуальных, творческих, физических и трудовых способностей детей с самого раннего возраста.    

Надежда Крупская

Дети – наше будущее

В книге наиболее полно представлены статьи и речи советского партийного и общественного деятеля по важнейшим проблемам воспитания детей дошкольного возраста, а также о роли женщины в семье и в воспитании подрастающих поколений.

Антон Макаренко

Книга для родителей

В издании отражены размышления советского педагога о воспитании, организации быта и режима в семье. «Лекции о воспитании детей», включённые в издание, показывают родителям пути творческого подхода к воспитанию детей в семье.

 

Василий Сухомлинский

Мудрость родительской любви    

В сборник вошли произведения из педагогического наследия отечественного подвижника-педагога, отдавшего всю свою жизнь, всё своё сердце самому благородному делу на Земле - воспитанию человека.

 

Симон Соловейчик

Педагогика для всех

Главная книга выдающегося педагога, автора «педагогики сотрудничества», посвящена концепции воспитания свободного и нравственного, «красивого и гордого» человека.

Шалва Амонашвили

Созидая человека

Рассказ талантливого педагога о воспитании детей в семье, романтике самого этого процесса, об увлечённости родителей воспитанием и о радостях и горестях, которые поджидают их на этом пути.

 

Борис и Лена Никитины

Мы, наши дети и внуки    

Отец и мать семерых детей делятся опытом физического и нравственного воспитания, опытом далеко не традиционным, но получившим широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. По мнению многих учёных, система воспитания Никитиных выдержала проверку временем.

 

Знакомство с разными мнениями и обоснованиями выдающихся педагогов поможет родителям определить собственную точку зрения на воспитание детей в семье и более осмысленно решать его актуальные проблемы.    

Вечная ценность семьи

 

Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь...
с возможностью делать добро людям

Л. Н. Толстой

 

Семья и семейные ценности - один из важнейших элементов фундамента культуры личности. В этом плане семейно-родственные отношения являются первичными и абсолютными. Они служат базисом формирования нравственности человека.

В российской классической литературе нет такого автора, в творчестве которого не отражалась бы тема отцов и детей, внутрисемейных отношений. Александр Пушкин, Сергей Аксаков, Иван Тургенев, Лев Толстой, Иван Шмелёв, Михаил Шолохов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму социально-бытовой сферы жизни, ведь семья - бесценный микромир, который символизирует собирательный образ Отечества.

 

Одна из самых замечательных русских книг о детстве и отрочестве, о воспитании, добродетелях и семейных ценностях - «Семейная хроника» Сергея Аксакова. Посвящённая истории семьи писателя, она была создана на основе его воспоминаний и рассказов родных. Дополняют мемуары ещё два произведения писателя - «Воспоминания» и «Детские годы Багрова-внука». Верный семейным преданиям, памяти о своих корнях, Сергей Тимофеевич воссоздал яркую, достоверную картину помещичьей жизни XVIII века. Житейская история, рассказанная просто, без словесных ухищрений, вошла в сокровищницу классической русской прозы.

Семья Лариных в поэтическом романе русского поэта Александра  Пушкина «Евгений Онегин» характеризовалась также как патриархальная поместная семья, где исправно «хранили в жизни мирной привычки милой старины», а дочерей воспитывали на причудливом сочетании наивной веры и чтения французских романов. Верность супружескому долгу, свободу от пагубной страсти демонстрирует Татьяна Ларина, выросшая в этой среде. Её слова являются вершиной добродетели и примером для каждой замужней женщины:

Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

«Береги платье снову, а честь смолоду», - по-отечески наставляет герой пушкинской «Капитанской дочки» Андрей Петрович Гринёв своего сына Петрушу, провожая его на государеву службу. Семейно воспринятые качества чести, верности Отчизне определяют судьбу героя. Петр Гринёв самоотверженно встает на защиту оскорблённой чести «капитанской дочки» Маши Мироновой, отказывается принять присягу бунтовщику Е. Пугачёву. В этой повести Александр Сергеевич Пушкин приблизился к изображению христианского идеала семейной жизни. Литературовед Александр Ужанков справедливо назвал последнее произведение великого поэта «духовным завещанием писателя будущим поколениям».

Сергей Аксаков

Семейная хроника

Александр Пушкин

Евгений Онегин

Александр Пушкин

Капитанская дочка

Защищает честь жены, свою честь и, главное, идею семьи как важнейшую основу русской национальной идеи московский купец Степан Парамонович Калашников из исторической поэмы Михаила Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В эпоху опричнины Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник - между трёх дорог. Но несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Степан Парамонович оставил о себе добрую память:

Пройдёт стар человек - перекрестится,
Пройдёт девица - пригорюнится.
А пройдут гусляры - споют песенку.

Воспоминания о родных у великого русского писателя Льва Толстого были очень нежные. Братья Толстые рано остались без родителей, но атмосфера любви и заботы старших о младших царила в семье. Старший брат Николай остался для маленького Льва кумиром, идеалом на всю жизнь. В трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» писатель удивительно точно передаёт тёплую атмосферу дворянской семьи с её добрым, благополучным и устроенным бытом.

 В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого автор, является «мысль семейная». В этом произведении Лев Николаевич утверждал, что «люди как реки»: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока - с колыбельной матери, тепла родного очага, заботы родных - начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, её уклада и традиций. В центре романа несколько аристократических семейств. Простота, радушие Ростовых и гордость, честность Болконских - это особые родовые уклады, психологические, бытовые, жизненные. Каждый из них выражает патриархальную традицию и мораль. Следуя народным идеалам, Толстой считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины - святой долг материнства. Именно в рождении и воспитании детей видят смысл своей жизни графиня Ростова, её дочь Наташа, княжна Марья. Именно в семейной жизни видел великий русский писатель залог семейного счастья. К истинным семейным ценностям Лев Толстой относил способность к самопожертвованию, заботу старших о младших и младших о старших, воспитание детей на примере родителей.

«Семейный портрет». Художник Е. С. Сорокин, 1844 г.

«Мать с ребёнком». Художник И. С. Горошкин-Сорокопудов, 1911 г.

«Деревенская свадьба». Художники А. П. и С. П. Ткачёвы, 1988–1989 гг.

«В семье. Первые шаги». Художник Ю. П. Кугач, 1969 г.

«Свадьба на завтрашней улице». Художник Ю. И. Пименов, 1962 г.

Семейным романом можно назвать и произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети». По мнению писателя, семья и любовь очень сильно влияют на формирование человека как личности и играют большую роль в его жизни. С уважением Иван Сергеевич повествует о родителях братьев Кирсановых - боевом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет. Восхищение вызывают «старики Базаровы», души не чающие в ненаглядном Енюшеньке и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать...».

«Лето Господне» Ивана Шмелёва - ярчайшая и подробнейшая иллюстрация российской жизни начала XX века, которая восстанавливает глубокую, цельную систему семейного воспитания, основанную на православных традициях. Жизнь героев романа определяется церковным календарём - неделями поста, праздниками и обрядами. Начало православной нравственности в семье утверждается авторитетом отца. В романе самый близкий Ване, герою Шмелёва, человек - это отец, добрый, щедрый, умеющий по-настоящему любить, искренне верующий. Его трагическая смерть в расцвете сил даёт ребёнку понимание истинного горя и неутешной человеческой скорби на всю жизнь.

Семья - основа основ народного быта в романе-эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон». История семьи Мелеховых составляет одну из основных сюжетных линий произведения. Эта семья была сплочённым маленьким миром родственных людей со своими особыми чувствами, переживаниями, судьбами. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего - семьи, рода. В семье Мелеховых велика патриархальная сила - православная вера и всевластие отца. В своём романе писатель показал, как патриархальная семья Мелеховых постепенно рушится в годы Гражданской войны. Но и в этой трагической ситуации семья продолжает быть главной ценностью для главного героя - Григория Мелехова. Не случайно в конце романа он стоит у ворот родного дома, держа на руках сына.

Михаил Лермонтов

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Лев Толстой

Детство. Отрочество. Юность

 

Лев Толстой

Война и мир

Иван Тургенев

Отцы и дети

Иван Шмелёв

Лето Господне

Михаил Шолохов

Тихий Дон

Знакомство с произведениями русской литературы даёт представление о традициях в русской семье, подтверждает значение семьи как одной из важнейших ценностей в жизни человека.

Список литературы

 

Аксаков, С. Т. Семейная хроника ; Детские годы Багрова-внука / С. Т. Аксаков ; вступительная статья С. Машинского ; иллюстрации и оформление В. Кортовича. - Москва : Правда, 1987. - 542, [1] с. : ил.

Амонашвили, Ш. А. Созидая человека / Ш. А. Амонашвили. - Москва : Знание, 1982. - 96 с. - (Народный университет ; № 4. Педагогический факультет).

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV-XVII вв. / Академия педагогических наук СССР ; составление, биографические очерки, комментарии: С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова ; вступительная статья Д. С. Лихачёва, Г. М. Прохорова ; редакционная коллегия тома: С. Ф. Егоров, Л. Н. Пушкарёв, Я. Н. Щапов. - Москва : Педагогика, 1985. - 367 с. : ил. - (Антология педагогической мысли народов СССР. АПМ).

Белов, В. И. Лад : очерки о народной эстетике / В. И. Белов ; фотосъёмка А. Заболоцкого ; художники А. Зубченко, Н. Крылов. - 2-е издание, переработанное. - Москва : Молодая гвардия, 1989. - 420, [1] с. : ил.

Домострой / перевод с древнерусского и вступительная статья В. В. Колесова. - Москва : АСТ, 2021. - 286, [1] с. : цв. ил. - (Большая историческая библиотека).

Зорин, Н. В. Русский свадебный ритуал / Н. В. Зорин ; Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Наука, 2001. - 248 с.

Каптерев, П. Ф. Задачи семейного воспитания : избранное / П. Ф. Каптерев ; составители, вступительная статья: М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный. - Москва : Карапуз, 2005. - 192 с. : ил. - (Педагогика детства).

Костомаров, Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приём гостей / Н. И. Костомаров. - Москва : Экономика, 1993. - 397 с. : ил.

Крупская, Н. К.   Дети - наше будущее : сборник статей и речей о дошкольном воспитании / Н. К. Крупская ; составители: Л. Э. Иоффе, Р. Е. Орлова, Ц. Л. Печерская, Н. И. Стриевская. - 4-е издание, доработанное. - Москва : Просвещение, 1984. - 272 с., 5 л. ил. - (Библиотека «Детский сад на селе»). - Библиография в примечании: с. 251-260. - Указатель имён, предметно-тематический указатель: с. 261-268.

Лермонтов, М. Ю. Сочинения : в 2 т. Т. 1 / М. Ю. Лермонтов ; редакционная коллегия: Г. А. Анджапаридзе, Ю. О. Бем, В. Э. Вацуро [и др.] ; составление и комментарии И. С. Чистовой ; вступительная статья И. Л. Андроникова ; фронтиспис художника Е. В. Терехова ; иллюстрации художника В. А. Носкова. - Москва : Правда. - 1988. - 719 с.

Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1988. - 300, [2] с., [8] л. ил. - (Библиотека для родителей).

Никитин, Б. П. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. - 3-е издание, дополненное. - Москва : Молодая гвардия, 1989. - 303, [1] с. : ил. - Библиография: с. 299-300 (23 назв.).

Новиков, Н. И.     Избранные педагогические сочинения / Н. И. Новиков ; составитель и автор вступительной статьи Н. А. Трушин ; под редакцией М. Ф. Шабаевой. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 256 с., 1 л. портр. - Библиография: с. 251.

Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов ; составители, авторы вступительной статьи и комментариев А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. - Москва: Педагогика, 1985. - 496 с. - (Педагогическая библиотека). - Библиография: с. 489-491. - Библиография в примечаниях: с. 468-488. - Указатель имён: с. 492-493.

Повесть о Петре и Февронии / подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой ; Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). - Ленинград : Наука: Ленинградское отделение, 1979. - 339 с., 2 л. ил. : ил., факс.

Пушкин, А. С. Евгений Онегин : роман в стихах : подробный иллюстрированный комментарий / А. С. Пушкин ; текст комментариев, подбор иллюстраций Л. Рожникова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Проспект, 2023. - 409, [2] с. : цв. ил., портр.

Пушкин, А. С. Капитанская дочка / А. С. Пушкин. - Москва : АСТ, 2023. - 254, [1] с. - (Классика для школьников) (Школьное чтение).

Российская семья : энциклопедия / Российская академия социального образования ; главный редактор В. И. Жуков. - Москва : РГСУ, 2008. - 624 с.

Русская семья. Праздники и традиции / редактор-составитель Т. Г. Кислицына. - Москва : Белый город, 2009. - 295 с. : ил.

Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех : книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик. - Москва : Детская литература, 1989. - 365, [2] с. : ил.

Сухомлинский, В. А. Мудрость родительской любви / В. А. Сухомлинский. - Москва : Молодая гвардия, 1988. - 304 с. : ил. - (Библиотека для родителей).

Толстой, Л. Н.      Война и мир : [роман : в 4 т. Т. 1-2] / Л. Н. Толстой. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2023. - 699, [1] с. - Часть текста на фр. яз. - (Мировая классика).

Толстой, Л. Н. Война и мир : [роман : в 4 т. Т. 3-4] / Л. Н. Толстой. - Санкт-Петербург : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2023. - 701, [1] с. - Часть текста на фр. яз. - (Мировая классика).

Толстой, Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Л. Н. Толстой ; вступительная статья А. В. Чичерина, с. 5-24. - Москва : Художественная литература, 1971. - 352 с.

Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой ; вступительная статья В. А. Вейкшана. - 2-е издание, дополненное. - Москва : Учпедгиз, 1953. - 442 с. : ил., портр.

Традиции семьи : сборник / составитель С. Б. Шмелинг. - Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1988. - 316, [1] с., [8] л. ил. - (Библиотека семейного чтения).

Тургенев, И. С. Отцы и дети : роман / И. С. Тургенев ; художник В. Д. Медведев. - Москва : Советская Россия, 1985. - 256 с. : ил. - (Библиотека юношества).

Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии : в 2 т. Т. 1 / [соч.] Константина Ушинского. - Издание седьмое, напечатанное без перемен со второго издания, исправленного самим автором. - Санкт-Петербург: Типография Н. А. Лебедева, 1890-1891. - 1890. - VI, XLI, 499 с.

Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической антропологии : в 2 т. Т.2. / [соч.] Константина Ушинского. - Прижизн. издание. - Санкт-Петербург : В типографии Ф. С. Сущинского, 1868-1869. - 1869. - X, 516 с.

Шмелёв, И. С. Лето Господне : Праздники. Радости. Скорби / И. С. Шмелёв ; вступительная статья О. Михайлова. - Москва : Советская Россия, 1988. - 380, [1] с.

Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман: кн. 1-2 / М. А. Шолохов ; главный редактор Д. В. Тевекелян, составитель В. В. Васильев, художник В. В. Медведев. - Москва : Слово, 2004. - 648 с. - (Пушкинская библиотека. Десять веков русской литературы).

Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман: кн. 3-4 / М. А. Шолохов ; главный редактор Д. В. Тевекелян, составитель В. В. Васильев, художник В. В. Медведев. - Москва : Слово, 2004. - 704 с. - (Пушкинская библиотека. Десять веков русской литературы).

  • ГБУК Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской © 2025

  • Рейтинг@Mail.ru